Эта публикация не является сборников универсальных рецептов вроде «Что следует отвечать на хитрые вопросы менеджера по персоналу». Гораздо важнее получить методику сбора дополнительной информации, чтобы принять правильное решение.
Основной прием, который будем использовать, — «взгляд кинокритика». Отправляясь на интервью, попробуйте представить себя не участником событий, а сторонним наблюдателем. Как будто вы смотрите фильм о самом себе. Что, по вашему мнению, хотели сказать сценарист и режиссер, показывая нам те или иные события и вещи, знакомя нас с этими персонажами? Такой взгляд со стороны позволяет более объективно оценить происходящее вокруг нас.
Подготовительная фаза
Итак, вы получили приглашение. Первое, на что стоит обратить внимание, — время получения сообщения. Если письмо с приглашением отправлено во внеурочный час, в выходной день — это тревожный признак. Скорее всего в компании практикуются неоплаченные переработки с нарушением всевозможных норм Трудового кодекса, и ваш будущий работодатель абсолютно не считается с интересами своих сотрудников. Предполагается, что вы должны ради работы забыть о личной жизни, полноценном отдыхе, семье и других важных для любого человека вещах.
Если приглашение сделано по телефону, очень важны интонация и темп разговора. Поинтересовался ли звонивший, удобно ли вам разговаривать? Говорил второпях или спокойно, «с чувством, с толком, с расстановкой»? Чувствовалось ли нервное напряжение в голосе или признаки раздражения? Понятное дело, что далеко не всегда мы расположены к длительным беседам. В таких случаях стоит попросить перезвонить позднее или отправить e-mail и проследить, какая будет реакция.
Очень важно местоположение офиса. Да, арендная плата в центре города гораздо выше, чем на задворках цивилизации. Но размещение в доступном месте, например, недалеко от метро — признак компании, которая заботится о своих клиентах и сотрудниках. Если же офис находится неблизко и добираться неудобно, существует такой важный показатель, как наличие корпоративного транспорта для доставки сотрудников. А когда от ближайшей станции метро нужно скакать три дня на оленях и нет желания хоть как-то облегчить жизнь своих работников и посетителей, делайте выводы.
Сбор данных о компании
Интернет — это прекрасная возможность узнать как можно больше о компании, которая проявила к вам интерес. Достаточно ввести в поисковике название фирмы, и можно получить массу информации.
Первое, на что стоит обратить внимание, — наличие компании в «черных списках» работодателей. Простые запросы в поисковике вроде «_название_компании_ + черный список» или «_название_компании_ + отзывы» могут открыть массу интересных фактов. Конечно, можно заняться самоуспокоением вроде: «Все ситуации разные, может быть, это неадекватный сотрудник». Но здравый смысл говорит о том, что дыма без огня не бывает. И если человек нашел время, силы и просто желание поместить отрицательный отзыв, то велика вероятность, что в этой компании далеко не все в порядке. Поэтому стоит взять за правило: если нашли негативный отклик, даже на собеседование ходить не стоит. Сразу со спокойной душой говорите «нет» и продолжайте поиск.
Бывает, что прямых жалоб от работников не встречается, зато полно высказываний от разгневанных клиентов. Кого-то обманули, кому-то нахамили и тому подобное. В принципе это такой же признак неблагополучия, как и нелестные отзывы от сотрудников. Если организация живет обманом, нет никакой гарантии, что она не будет делать то же самое в отношении своих сотрудников. Обычно первыми пострадавшими как раз и являются собственные работники как наиболее бесправные и зависимые.
Еще стоит обратить внимание на общий информационный фон. Для этого забиваем в поисковике имя компании и читаем, читаем, читаем. Новости, оценки, прогнозы, описания… Если большая часть материала создает скорее удручающее впечатление или вызывает легкую тревогу, стоит подумать, прежде чем идти на собеседование. И, наконец, такая замечательная вещь, как сайт компании. Стиль, оформление, удобство работы с ним, как часто обновляется информация — все это может многое рассказать о компании.
Перед собеседованием
Лично я рекомендую на собеседование прийти пораньше — примерно минут за 20 до начала. В этом случае у вас есть шанс лучше познакомиться с потенциальным работодателем и узнать его скрытые стороны. Гораздо выгоднее ощутить атмосферу компании до собеседования, чем после официального выхода на работу. Ниже приводятся основные моменты, на которые стоит обратить внимание.
Беглый осмотр офиса
Излишне дорогое убранство. Респектабельный офис, бесполезная равнодушная секретарша с внешностью супермодели в одежде от «кутюр» могут подсказать, что руководство компании исповедует «авторитет отдаления и чванства» [2]. При этом необязательно будут тяжелые дубовые двери, кожаные диваны и подлинники картин в рамах из красного дерева. Офис, обставленный в стиле техно, может стоить гораздо дороже, чем подобие антикварной лавки.
Качество ремонта. Согласитесь, если на голову сыпется штукатурка, а потолок покрыт покореженными асбестовыми плитами, наивно предполагать, что на закупки дорогого оборудования и оплату труда будут тратиться приличные суммы.
Места общего пользования. Обязательно стоит посетить туалет. По его чистоте и обустройству можно сделать вывод об отношении руководства компании к людям, Причем как к собственным сотрудникам, так и к посетителям. Если в уборной грязь и неприятный запах, отсутствует или почти закончилась туалетная бумага, нет одноразовых полотенец, а сушилка для рук плохо работает, то вряд ли эта организация процветает.
То же самое можно сказать о комнате для приема пищи. Есть ли там кофемашина, пакетики с чаем, или сотрудники обеспечивают себя сами? Люди носят кофе с собой в термосе? Еще важный вопрос — наличие чистой воды для питья, а также одноразовых стаканов. Если этого нет, делайте выводы. Грязь, неряшливость, старые отслужившие вещи в сочетании с «остатками былой роскоши» могут навести на мысль, что в организации поселился «Непризавит, или Болезнь Паркинсона» [3].
Но особенно глупо и отвратительно смотрится любая попытка заработать на своих сотрудниках. Все эти автоматы для продажи кофе и бутербродов по завышенным ценам, платные обеды в виде дорогих салатиков в пластиковой упаковке и прочие «маленькие хитрости» жадного работодателя. Понятно, что комфортных условий труда, хорошего отношения и адекватного вознаграждения за свой труд в этом месте ждать не приходится.
Поведение других сотрудников
Вспоминается случай, произошедший со мной при посещении одной компании. Я оказался посреди людского потока. Мимо и вокруг меня туда-сюда сновали какие-то озабоченные угрюмые люди, изредка перебрасываясь фразами. Прошло полчаса, а на меня никто не обратил внимания. Компания в итоге оказалась типичной «соковыжималкой», поняв это, я не стал тратить время и ушел с середины собеседования.
Излишняя суетливость и нервозность сотрудников вполне справедливо намекают, что в компании царит атмосфера запугивания и подавления любой инициативы. Но коридор — не единственное место, где стоит понаблюдать за людьми. «Место для курения», столовая или «место для кофе» скажут нам еще больше о нравах, царящих в компании.
Как ведут себя сотрудники в этих местах? Быстро в несколько затяжек выкуривают сигарету или залпом проглатывают кофе? Или могут позволить себе сделать небольшой перерыв и в спокойной обстановке получить маленькое удовольствие от жизни? Человек — не робот, ему нужно отдыхать от трудов праведных. Во многих компаниях, связанных с творческой деятельностью, например, программированием, архитектурой, дизайном, проектированием сложных устройств, иногда кофейная комната или курилка может превращаться в дискуссионный клуб или даже комнату для совещаний. И это нормально. Другое дело, когда в суете и воды попить некогда, и люди, отлучаясь от рабочего места, нервно смотрят на часы.
Гораздо выгоднее ощутить атмосферу компании до собеседования, чем после официального выхода на работу. Еще один момент — если в курилке появляется начальник. Как он себя ведет? Общается на равных? Стремится всех озадачить новой порцией работы? Или пытается прослыть «своим парнем», демонстрируя «панибратские» отношения?
Важный нюанс — во что одеты сотрудники. Понятие «дресс-код», т.е. обязательный корпоративный стиль одежды, уже прочно вошло в нашу жизнь. Другое дело, чтобы подобные требования не были фанатичными, и по стилю и строгости соответствовали специфике бизнеса. Например, компания торгует детскими игрушками, но при этом требует от наемных работников одеваться, как в солидном банке: «Белый верх, черный низ и никаких украшений».
Другая крайность — «альтернативный дресс-код». Этим часто грешат творческие компании, например, дизайнерские агентства. Сотрудник в классическом костюме выглядит «белой вороной» на фоне джинсовок и пестрых нарядов. (Кстати, хорошие джинсы по цене сопоставимы с неплохим костюмом, поэтому не стоит слишком радоваться возможности сэкономить на «простой одежде».)
Собеседование
Давайте, перейдем собственно к рассмотрению собеседования.
Разговор со службой персонала
Обычно отдел по персоналу (HR) выступает в качестве фильтра, отсеивая неподходящих кандидатов на первичном этапе. Предполагается, что это поможет уберечь сотрудников других подразделений от необходимости тратить время на проведение бесполезных собеседований, а также ведение дополнительной переписки, звонки по телефону и так далее. Но иногда сотрудники по работе с персоналом («эйчары») в погоне за чувством собственного величия или по дурной инициативе «перегибают палку», демонстрируя довольно странные вещи. Об этом и пойдет речь ниже.
Когда стоит сразу покинуть собеседование Собеседование на потоке
Вы приходите и видите ну прямо промышленные условия для приема колоссального количества кандидатов. Например, заранее оборудованные столы для опроса многих посетителей, бланки для анкет и профессиональных тестов распечатаны заранее и в большом количестве. Все говорит о том, что вы далеко не первый и отнюдь не последний кандидат на эту должность. При этом место, где вы сейчас находитесь, не является кадровым агентством.
Еще один замечательный вариант — вам выдали для заполнения длинный тест по вашей специальности до начала собеседования. Когда все, что вы видите вокруг, так и кричит о высокой «текучке кадров», не стоит тратить время, чтобы стать «одним из многих».
Неравные условия для кандидатов.
Например, кандидатов на младшие позиции в ИТ-службе встречают в обшарпанной полутемной комнате на расшатанных стульях, а специалистов классом повыше приглашают в уютную переговорную. Даже если вас удостаивают какой-либо чести в ущерб другим, это не повод тешить чувство собственного величия. Проявление подобного неуважения к вашим коллегам рано или поздно «аукнется» по отношению к вам. Особенно это выглядит отвратительно, когда принимают кого-то «по блату».
Очередь из соискателей на вашу должность или собеседование нескольких кандидатов.
Это вопиющее проявление хамского отношения к соискателям. Во-первых, все «участники соревнования», оказавшись в подобной ситуации, будут себя чувствовать по меньшей мере странно. Такая вот игра из серии «А ну-ка подеритесь» [4]. Одно дело, когда произошла случайная накладка, и какой-то соискатель пришел раньше, чем закончилось интервью с предыдущим. Например, вы заведомо пришли раньше, чтобы получить больше информации.
Если нет, то стоит задуматься, почему настолько затянулось собеседование. Работодатель абсолютно не ценит время своих нынешних и будущих работников? Часто подобный цирк из кандидатов устраивают специально, чтобы посмотреть на их реакцию. Или намеренно унизить с целью «опустить» их зарплатные ожидания. А может, представители HR настолько переоценили значимость своего времени, что ленятся поговорить с каждым кандидатом в отдельности? В любом случае не стоит поощрять подобное безобразное поведение. Нет смысла тратить время на заведомо худший вариант.
Тесты «на интеллект» и другие личностные характеристики.
Встречаются «особо одаренные» представители, устраивающие для соискателей прямо-таки лабораторные исследования. Например, у вас пытаются выудить личную интимную информацию. Верите ли вы в Бога? Или как обстоят дела в общении с противоположным полом? Бывает и наоборот — начинают интересоваться подробностями, которые вас совсем не касаются. Например, какие доходы были у фирмы, где вы раньше работали. Все это свидетельствует о нездоровой атмосфере в компании. Я настоятельно рекомендую молча встать и уйти. Помните, что нечестные люди смогут использовать против вас любую информацию.
Никогда не соглашайтесь на тестирование на полиграфе («детекторе лжи»)
Мода на детектор лжи появилась уже относительно давно. Слабые стороны данного метода.
Недостоверность тестов. Идея выявления искажения или сокрытия информации по таким признакам изначально порочна. Психофизиологическое состояние человека может динамически изменяться из-за нервного срыва, бессонницы, возбуждения, гнева, скорби, радости и просто по медицинским показателям. Кроме того, людям свойственно переживать не только за себя, но и за других. Например, испытуемому задают вопрос: «Вы принимали наркотики?» — он вспоминает о крупной сумме, которую когда-то потерял, поверив наркоману. В его душе вспыхивают досада и злость, полиграф регистрирует изменение показателей, а проверяющий «психолог» радостно напишет в отчете что-то вроде: «Реакция на наркотики положительная».
Очень большая зависимость от квалификации проверяющего. Главное — это не сбор показателей, а их интерпретация. В первую очередь необходимо знать, что нельзя с достоверностью 100% указать, например, склонен человек к совершению тех или иных проступков или нет. Потому что «темная сторона» есть у каждого, и любая склонность сильно зависит от мотивации, которую при таких тестах не учитывают. К сожалению, многие коммерческие центры подготовки «психологов» представляют собой поточные производства, где низкоквалифицированные «знатоки» готовят таких же неучей. До сих пор нет единого стандарта подготовки специалистов, нет единого государственного органа, который бы осуществлял контроль допуска новоиспеченных «тестировщиков» к работе с людьми.
И самое главное. Нет никаких гарантий, что информация, собранная таким вот сомнительным для вас способом, будет храниться надлежащим образом и никогда не станет достоянием общественности или предметом для манипуляций. И в конце концов, если компания настолько не доверяет своим сотрудникам, стоит ли вообще в ней работать?
Другие сигналы об опасности
Встретив подобные сигналы, не стоит громко хлопать дверью. Возможно, у службы персонала сегодня просто неудачный день. Но это следует учитывать при составлении своего мнения о компании. Вкупе с другими негативными показателями они вполне могут служить основанием для вашего отказа выходить на работу в эту компанию.