Здоровье

Лечебный звук

С древнейших времен люди использовали звук не только как средство самовыражения и коммуникации, но и как лекарство для тела и души. Суфии и йоги, шаманы и западные мистики видели в музыке и словах потенциал, с помощью которого человек может менять себя и окружающее пространство. На базе традиционных знаний и современных исследований появилось целое лечебно-профилактическое направление — звукотерапия.

Как мы знаем, человеческое тело на 708о% состоит из воды (с возрастом количество воды уменьшается). Между­народные исследования подтверждают, что вода имеет свойство запоминать и хранить информацию, полученную в том числе в результате влияния внешних звуковых вибраций. Микрофотографии кристаллов льда показали, что форма этих кристаллов зависит от того, какую музы­ку или какие эмоционально окрашенные слова говорили над жидкими образцами перед заморозкой. При этом образцы, прошедшие через тяжелую рок-музыку, об­разовывали кристаллы неправильной формы, а про­шедшие через обработку классической музыкой имели симметричный вид. На основе этого исследования раз­рабатываются технологии звукотерапии.

Эффект резонанса

Другой физической основой звукотерапии является эф­фект резонанса. Наш организм — это система, состоящая из разнообразных по форме и объему полостей. Эти по­лости заполнены жидкостями или газами. Ткани нашего организма достаточно хорошо проницаемы для звуков, источник которых может находиться вне нас или же быть нашим собственным голосом. Звуковые вибрации про­ходят сквозь ткани в полости и отражаются от их стенок, при этом возникает эффект резонанса — усиления звука при совпадении частот внешних звуковых колебаний с резонансной частотой полости. То, насколько этот эф­фект будет ярко проявлен, зависит от гармонического спектра звука и геометрических параметров полости. Таким образом, определенные звуки могут резонировать с полостями конкретных органов, вызывая физически ощутимую вибрацию и массируя их.

Звуковой массаж

Массаж, как известно, улучшает кровоснабжение и тонус тканей. Но внутренние органы типа печени или желудка невозможно массиро­вать самостоятельно. На это способ­ны профессиональные остеопаты. Звуковой же массаж вы можете де­лать сами хоть ежедневно, используя собственный голос и уделяя этой процедуре по 10-15 минут. Исследователями в области звукоте­рапии подобраны специальные звуки для такого внутреннего массажа. Эти звуки мягко тонизируют органы и системы органов, на которые они направлены. Эти же звуки благо­творно воздействуют на организм в целом, ведь каждый звук имеет основной тон и призвуки к нему — обертоны, и весь это массив взаимо­действует с организмом, выравнивая его процессы.

Звуковой массаж можно проводить и с помощью внешних источников звука: голоса другого человека, камертонов, тибет­ских чаш, колоколов, а также с помощью специально раз­работанных вибрационных приборов. Колокола и поющие тибетские чаши имеют особенно яркие обертоны, поэтому эти инструменты широко используются в звукотерапевтической практике.

Поющая чаша — древний инструмент, широко исполь­зуемый в буддийских ритуалах, в йоге и в различных медицинских практиках. В отличие от колоколов, они не подвешиваются, а ставятся на какую-либо поверх­ность (в случае звукового массажа — на тело человека). Для массажа используются чаши разного диаметра, каж­дая из которых располагается в соответствующем по ви­брации центре тела. Звук извлекается при ударе по чаше палочкой и последующих круговых движениях, при ко­торых палочка трется о стенку чаши с внешней стороны. Стенки и края чаши при этом вибрируют, и создается равномерный гудящий полифонический звук, которым и осуществляется массаж.

Вокал для здоровья

Голос — естественный инструмент для человека. Вот только зачастую мы не умеем пользоваться этим да­ром во благо себе и окружающему. Нам с детства говорили, что для пе­ния нужны исключительные способ­ности. Это распространенное заблуж­дение. Петь может каждый человек, несмотря на «отсутствие слуха» (он не отсутствует, он неразвит) или «не­красивый голос» (вы просто пока не научились им владеть). Прежде всего, на занятиях по вокалотерапии мы занимаемся раскрытием вокального потенциала. По сути, пение — это дыхание, озвученное с помощью связок и резонаторов. Поэтому занятия, как правило, начи­наются с постановки певческого диафрагмального дыхания с помощью специальных упражнений.

Такие упражнения сами по себе оказывают оздоровительное действие, посколь­ку при этом происходит очистка воздуховодных путей (трахеи, носо­глотки, воздушных каналов и пазух черепа), тренировка легких, сердца, диафрагмальных и брюшных мышц. Вслед за дыхательными даются рече­вые упражнения, которые связывают поставленное дыхание с техникой извлечения согласных и гласных звуков. И только после этого осу­ществляется переход к певческим упражнениям, объединяющим навы­ки, развитые на предыдущих этапах, с резонансным звукоизвлечением, когда для усиления обогащения обертонами звука используются го­ловные и грудные полости тела.

После вокального блока идет блок терапевтический, куда входят раз­личные виды голосового массажа, например пропевание гласных зву­ков, взаимодействующих с разными системами органов. Для усиления эффективности этих упражнений можно петь, например, лежа на спине или животе. Когда люди поют вместе, сев в круг, к внутренним резонансным эффектам добавляются еще и внеш­ние, и в результате сила вибраций увеличится настолько, что станет вполне ощутима физически.