С древнейших времен люди использовали звук не только как средство самовыражения и коммуникации, но и как лекарство для тела и души. Суфии и йоги, шаманы и западные мистики видели в музыке и словах потенциал, с помощью которого человек может менять себя и окружающее пространство. На базе традиционных знаний и современных исследований появилось целое лечебно-профилактическое направление — звукотерапия.
Как мы знаем, человеческое тело на 70—8о% состоит из воды (с возрастом количество воды уменьшается). Международные исследования подтверждают, что вода имеет свойство запоминать и хранить информацию, полученную в том числе в результате влияния внешних звуковых вибраций. Микрофотографии кристаллов льда показали, что форма этих кристаллов зависит от того, какую музыку или какие эмоционально окрашенные слова говорили над жидкими образцами перед заморозкой. При этом образцы, прошедшие через тяжелую рок-музыку, образовывали кристаллы неправильной формы, а прошедшие через обработку классической музыкой имели симметричный вид. На основе этого исследования разрабатываются технологии звукотерапии.
Эффект резонанса
Другой физической основой звукотерапии является эффект резонанса. Наш организм — это система, состоящая из разнообразных по форме и объему полостей. Эти полости заполнены жидкостями или газами. Ткани нашего организма достаточно хорошо проницаемы для звуков, источник которых может находиться вне нас или же быть нашим собственным голосом. Звуковые вибрации проходят сквозь ткани в полости и отражаются от их стенок, при этом возникает эффект резонанса — усиления звука при совпадении частот внешних звуковых колебаний с резонансной частотой полости. То, насколько этот эффект будет ярко проявлен, зависит от гармонического спектра звука и геометрических параметров полости. Таким образом, определенные звуки могут резонировать с полостями конкретных органов, вызывая физически ощутимую вибрацию и массируя их.
Звуковой массаж
Массаж, как известно, улучшает кровоснабжение и тонус тканей. Но внутренние органы типа печени или желудка невозможно массировать самостоятельно. На это способны профессиональные остеопаты. Звуковой же массаж вы можете делать сами хоть ежедневно, используя собственный голос и уделяя этой процедуре по 10-15 минут. Исследователями в области звукотерапии подобраны специальные звуки для такого внутреннего массажа. Эти звуки мягко тонизируют органы и системы органов, на которые они направлены. Эти же звуки благотворно воздействуют на организм в целом, ведь каждый звук имеет основной тон и призвуки к нему — обертоны, и весь это массив взаимодействует с организмом, выравнивая его процессы.
Звуковой массаж можно проводить и с помощью внешних источников звука: голоса другого человека, камертонов, тибетских чаш, колоколов, а также с помощью специально разработанных вибрационных приборов. Колокола и поющие тибетские чаши имеют особенно яркие обертоны, поэтому эти инструменты широко используются в звукотерапевтической практике.
Поющая чаша — древний инструмент, широко используемый в буддийских ритуалах, в йоге и в различных медицинских практиках. В отличие от колоколов, они не подвешиваются, а ставятся на какую-либо поверхность (в случае звукового массажа — на тело человека). Для массажа используются чаши разного диаметра, каждая из которых располагается в соответствующем по вибрации центре тела. Звук извлекается при ударе по чаше палочкой и последующих круговых движениях, при которых палочка трется о стенку чаши с внешней стороны. Стенки и края чаши при этом вибрируют, и создается равномерный гудящий полифонический звук, которым и осуществляется массаж.
Вокал для здоровья
Голос — естественный инструмент для человека. Вот только зачастую мы не умеем пользоваться этим даром во благо себе и окружающему. Нам с детства говорили, что для пения нужны исключительные способности. Это распространенное заблуждение. Петь может каждый человек, несмотря на «отсутствие слуха» (он не отсутствует, он неразвит) или «некрасивый голос» (вы просто пока не научились им владеть). Прежде всего, на занятиях по вокалотерапии мы занимаемся раскрытием вокального потенциала. По сути, пение — это дыхание, озвученное с помощью связок и резонаторов. Поэтому занятия, как правило, начинаются с постановки певческого диафрагмального дыхания с помощью специальных упражнений.
Такие упражнения сами по себе оказывают оздоровительное действие, поскольку при этом происходит очистка воздуховодных путей (трахеи, носоглотки, воздушных каналов и пазух черепа), тренировка легких, сердца, диафрагмальных и брюшных мышц. Вслед за дыхательными даются речевые упражнения, которые связывают поставленное дыхание с техникой извлечения согласных и гласных звуков. И только после этого осуществляется переход к певческим упражнениям, объединяющим навыки, развитые на предыдущих этапах, с резонансным звукоизвлечением, когда для усиления обогащения обертонами звука используются головные и грудные полости тела.
После вокального блока идет блок терапевтический, куда входят различные виды голосового массажа, например пропевание гласных звуков, взаимодействующих с разными системами органов. Для усиления эффективности этих упражнений можно петь, например, лежа на спине или животе. Когда люди поют вместе, сев в круг, к внутренним резонансным эффектам добавляются еще и внешние, и в результате сила вибраций увеличится настолько, что станет вполне ощутима физически.