Умение постоянно держать руку «на пульсе» всего происходящего, быстро адаптироваться к меняющейся ситуации, осваивать новые технологии, заводить новые деловые контакты — вот как выглядит идеальный сотрудник компании. При этом у него не должен дергаться глаз, дрожать руки и он не должен глотать успокоительные каждый час… А ведь именно до такого состояния мы умудряемся себя загнать, стараясь как можно лучше проявить себя на службе. Человек с чувством ответственности и кучей обязанностей испытывает чрезмерные эмоциональные и умственные перегрузки.
Не умея или не желая рационально перераспределять эти нагрузки на плечи своих подчиненных, а тем более (что много труднее) своих коллег, он начинает сам крутиться как белка в колесе, наживая хронический стресс. Проходит некоторое время, и такой человек утрачивает способность снимать накапливающееся в течение трудового дня напряжение, он перестает высыпаться, он начинает «терять последние силы». Это состояние называется синдромом эмоционального выгорания.
Симптом подгорания
Поначалу у «выгорающего» на работе энтузиаста начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в отношениях с начальством, возникают конфликты в семье. Он все чаще тревожится и чувствует себя «загнанным в клетку». Эмоциональное переутомление переходит в физическое. Это происходит в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», что и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. А поскольку многих, еще в недавнем прошлом преуспевающих, энергичных и предприимчивых людей, застигнутых этим синдромом, по понятным причинам начинает терзать страх прослыть неудачниками, они нередко не находят ничего лучшего, чем начать прибегать к помощи таких псевдодопингов, как алкоголь и даже наркотики. Чем это чревато, вам понятно и без дополнительных объяснений.
Горит — тушите!
Любую проблемную ситуацию, конечно же, можно исправить: главное — желание избавиться от стресса и соблюдение нескольких простых правил. При первых признаках «возгорания» на работе попытайтесь осознанно и плавно изменить свою жизнь. Вырывайте себя из рабочего круга. Чаще и дольше бывайте в кругу семьи и друзей, больше общайтесь с природой. Ваше утро должно начинаться не с допинга в виде крепкого кофе, а с разминочной гимнастики под ритмичную жизнерадостную музыку, с пробежек, заканчивающихся водными процедурами (лучше всего — контрастным душем). Необходимо заниматься общим физическим оздоровлением, посещая бассейн, сауну, фитнес.
Следует учиться снова получать удовольствие. В минуты отчаяния нужно искать и находить те вещи, которые способны вызывать радостные и приятные воспоминания. К примеру, неплохо сходить в салон красоты, парикмахерскую, просто просмотреть альбом со старыми фотографиями, способными навеять позитивные воспоминания. Учитесь радоваться любым мелочам! Тем более что вокруг так много интересного! Отправляетесь на работу, выйдите пораньше. Пройдитесь, наслаждаясь утренней прохладой и красотой просыпающейся природы. Посмотрите на маленьких детей — они, как никто другой, умеют радоваться любой мелочи, берите пример с них!
Организуйте свою работу так, чтобы вам было легко трудиться с коллективом, не взваливайте на свои плечи еще и его обязанности. Во время работы пейте поменьше кофе, поскольку кофеин (кофе, чай, шоколад, кола) является стимулятором, способствующим развитию стрессовых реакций. Примерно через з недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей. Днем хотя бы через каждые 1,5-2 часа «трудового напряга» следует делать 2-3-минутные перерывы, заполняя их легкими разминочными физическими упражнениями или прогулкой.
И в заключение хочется порекомендовать вам, может быть, самое главное: не впадайте сразу же в панику! Хвалите себя за каждый свой день! По вечерам не ленитесь вспоминать и записывать все, достигнутые вами за прошедший день, достижения и успехи. Если же на следующий день ваши дела не окажутся столь же хороши, перечитайте свои записи о том, что вам удалось сделать накануне. И никогда не забывайте о том, что ваша работа — это не вся жизнь, а потому относитесь к ней как к небольшому фрагменту вашей жизненной киноленты.